Формула Тейлора (часть 1)
виртуальная выставка
главная о выставке новости тендеры участники мероприятия статистика
каталог выставки
 


новости
Формула Тейлора (часть 1)

ПРОТИВ КОГО ДРУЖИМ?
Согласившись поговорить с читателями журнала о том, как психологическая служба атомной отрасли может помочь оперативному персоналу АЭС, я поняла, что тема шире. Это увидит всякий, кто отважится дочитать текст до конца.
Всем ясно, что персонал такого опасного объекта, как атомная станция, должен работать эффективно. В первую очередь это относится к персоналу оперативному.
На одной из АЭС нас недавно попросили помочь так подобрать смены, чтобы добиться психологической совместимости людей. Задача не из простых, аналогичная той, что стоит перед подводным флотом. Там, правда, еще сложнее, потому что экипаж месяцами под водой. Опыт в этом деле, слава богу, есть, но вот какая штука: как только смену идеальную скомплектуют, выясняется, что людям все время надо дружить против кого-то. Агрессия ищет выход, поэтому иногда им даже специально формируют образ внешнего врага, чтобы перед его лицом все объединились. Иначе коллектив сам себе отыщет объект, старпома, например. Группы формируются даже в идеально подобранном с точки зрения психологии коллективе. Я это к тому, что идеального коллектива в принципе быть не может, люди не механизмы. Другое дело, что стремиться к совершенству надо, для чего мы и стараемся.
Работающие на АЭС — это элита, отобранная самой жизнью. Оперативный персонал состоит из людей определенного типа, откалиброванных, не побоюсь этого слова. Отклонения в любую сторону — лишние, чрезмерный креатив ни к чему. Те, кто не умеет работать в команде, выпадают. Выпадают и те, кого по их психофизиологическим качествам не воспринимают коллеги. Задача нашей службы — выявить конфликтных. При непригодности к командной работе они, обладая знаниями, вполне могут быть хороши для другой деятельности на АЭС.
С каждым сотрудником психологи работают персонально, составляя индивидуальную программу для тех, кто нуждается в помощи. Делается это для того, чтобы вносить коррекцию не по стандарту, а с учетом особенностей индивида. Эта информация хранится в базах данных ЛПФО, и психолог, опираясь на нее, дает рекомендации инструктору, чтобы тот особым образом подошел к тому или иному сотруднику. Он разбирается с проблемами — почему так? Может быть, здесь конфликт? Почему человек в смене работает неэффективно? Может быть, он просто несовместим с руководителем? Тогда, вероятно, в другой смене он будет более эффективен.
Бывает, что люди вроде совместимы, но если у них был когда-то конфликт, тоже не рекомендуем ставить их в одну смену.

ВСЕМ РЕБЯТАМ ПРИМЕР
Несколько экспертов изучали, насколько влияние личности руководителя связано с эффективностью работы в смене, и нашли прямые связи. Должностной уровень тех людей, которые сделали карьеру, то есть руководителей, заметно превосходит уровень подчиненных. Действительно, чем выше человек по статусу именно в оперативном персонале, тем более высокий уровень развития у него таких необходимых для профессиональной деятельности навыков, как умение управлять конфликтами, обмениваться информацией, готовность действовать в аварийной ситуации.
Среди оперативного персонала ущербные личности в качестве руководителя не встречаются. Загадки никакой: должность слишком ответственная, чтобы люди, не обладающие высокими профессиональными навыками, могли ее занимать.

БРУТАЛЬНЫЕ ПРОИГРЫВАЮТ
Ментальность нашего человека такова, что любого начальника он воспринимает настороженно, и атомная станция в этом смысле мало чем отличается. Огромную роль играет руководитель, и если он не понимает сути работы с людьми и мотивирования их к совместной деятельности, толку не жди.
Начну с примера вроде бы далекого: на работе двое никак не могут договориться, но если их посылают, допустим, вместе учиться, там они замечательно ладят. Оба они начальники: один — отдела маркетинга, другой — производственного. Производственный отдел заинтересован в том, чтобы выпустить как можно больше деталей, маркетинг — в том, чтобы продать сложную продукцию, выпускать которую надо заставить производственный отдел. То есть начальника производства надо заставить «париться», потому что клиент этого требует, и если в такой ситуации деятельность двух начальников не координируется более высоким руководителем, конфликт между ними неизбежен. Так же и начальники смен. Ситуация потенциально конфликтная, поэтому огромную роль играет высшее руководство.
Каким должен быть руководитель оперативного персонала? Наверное, подразумевая возложенную на него ответственность, очень жестким, как теперь принято выражаться, брутальным? Здесь самое время уточнить, чем мужской характер отличается от женского. Мужской связан с более жесткой системой восприятия всего, что происходит; меньше гуманитарного налета, меньше чувств, больше рационального. Женскому характеру в большей степени свойственна гибкость. А руководитель высокого уровня должен быть, с одной стороны, более жестким, с другой — более гибким, чем человек, который выполняет работу чисто механически. Это предполагает развитие обоих полушарий, а не только левого, рационального.
Признаться, выделяя группы более успешных и менее успешных руководителей, мы удивились: у менее успешных обнаруживался более мужской характер, и наоборот. Чем выше статус руководителя — тем больше это разнообразие в человеке, тем больше в его характере этой совмещенности.
Следовательно, зная индивидуальные особенности человека, можно попытаться прогнозировать его успешность в роли начальника.
Кого назначать руководителем смены? Вопрос, признаться, не стандартизируется. Специалисты «Прогноза» исследовали большие выборки в коллективах, которые занимаются совместной деятельностью, причем не только на атомных станциях. К сожалению, нельзя сказать, что определенный тип руководителя подходит ко всем коллективам. Прогнозировать успешность руководителя по его индивидуальным данным можно, тем не менее однозначной связи, стопроцентной зависимости от личностных качеств, даже очень гармонично развитых у одного человека, не существует. Поэтому утверждать наверняка, что он будет успешен именно в этом коллективе, очень сложно. Ошибки — до 40%, потому что унифицировать человека не получается. Думаю, решение проблемы следует искать в том, чтобы повышать квалификацию руководителей в отношении мотивирования подчиненных.

ТЕХНОЛОГИЯ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА
Когда я была в Америке, меня очень интересовало, какую роль играет в успешных компаниях руководитель.
В понимании вопроса помог великий Фредерик Тейлор, американский инженер, на чьих идеях построена вся система управления бизнесом. В вышедшей сто лет назад книге «Принципы научного менеджмента» он вывел четкую формулу: эффективность работы руководителя равна разнице между конечным и исходным результатами (которая достигнута его коллективом), деленной на количество усилий самого руководителя. Иначе говоря, чем меньше усилий тратит лично руководитель и чем плодотворнее его коллектив при этом работает, тем лучше.
У нас все руководители на АЭС очень загружены профессиональной деятельностью. Им некогда заниматься людьми, и если не перестроить систему так, чтобы руководитель имел больше времени для персонала, проблемы не исчезнут.

РАССТРОИЛ ПОДЧИНЕННОГО? ПЛАТИ!
Стили руководства — особая статья. Либеральный стиль в Украине не в чести. У нас принято считать, что невмешательство в дела коллектива — это плохо. Однако опыт успешных стран свидетельствует об обратном. Это как в семье: если родители занимаются только детьми, себя забыв, эффективность воспитания очень низкая.
Психология украинских руководителей отличается, например, от японских или американских. Там во многих компаниях запрещают повышать на людей голос. Это совершенно рациональный подход, основанный на точном знании, что негативная информация не должна превышать пятипроцентного уровня, 35% должны составлять положительные эмоции и 60 — нейтральные. Задача начальника — понимать, что если он превысил допустимый уровень негатива, напряг подчиненного, то продуктивно работать этот человек в ближайшее время не сможет. Так что «умные» компании подобное обращение с людьми запрещают, штрафуя нарушителей душевного спокойствия.

продолжение следует...

По материалам журнала "Мировая Энергетика"

© 2009-2011 Nestor
Разработчик программого обеспечения виртуальных выставок - "Нестор"
Представитель виртуальных выставок в странах Евросоюза - XX-expo