Формула Тейлора (часть 2)
виртуальная выставка
главная о выставке новости тендеры участники мероприятия статистика
каталог выставки
 


новости
Формула Тейлора (часть 2)

ОТЦЫ И ДЕТИ
К сожалению, в нашей культуре иначе. У нас детско-родительская система: чем больше поругаешь, тем лучше будет ребенок. Наша культура воспитания агрессивна, отсюда и модель руководителя — отца, который должен воспитывать неразумных детей при помощи негативных эмоций. Если японцы на каждый минус найдут два-три плюса, стараются не оскорблять ребенка, то у нас чаще всего наоборот. Разве удивительно, если выросший в такой среде считает, что крик, замечание — это то, что надо? Хотя чаще всего критика вызывает только негативную реакцию, никто не воспринимает ее так, как хотелось бы тому, кто критикует. Ведь мы и без того переполнены отрицательными эмоциями, их скомпенсировать за всю жизнь невозможно. Вот почему любое одобрение во много раз полезнее, чем замечание.
Но культура наша, к сожалению, не предполагает такого подхода. В ней не заложена ориентация на положительные эмоции. Нам кажется, что поругал — и хорошо. Говорю это к тому, что беда нашего несчастного, как я считаю, руководителя в том, что нет у него другой модели подхода к подчиненным. Это особенно плохо в тех сферах, где деятельность людей связана с большим напряжением и ответственностью.
Подобный стиль управления имеет традиции. Достаточно вспомнить советские фильмы на производственную тему. Вряд ли найдешь такой, где секретарь райкома, директор завода, председатель колхоза не распекал бы нерадивых. Можно ли сегодня это преодолеть? Надеюсь, что да, хотя сложно. Говорят, западное общество к этому шло пять веков, а нам надо преодолеть дистанцию квантовым путем.
На своих семинарах в Обнинском университете атомной энергетики всегда говорю: я вам гарантирую, что жизнь вокруг вас изменится, если будете выполнять одно правило. В течение хотя бы двух недель не критикуйте никого, особенно тех, кому желаете добра, и вы будете жить в атмосфере всеобщей любви. Мне улыбаются: «Ну, вы загнули!» И это студенты (о других вообще молчу), даже они живут в этой запрограммированной на критику атмосфере. А любая критика для человека — нервный срыв. Сколько надо сил, чтобы это скомпенсировать?

ЧТО НАМ ЯПОНЦЫ!
Всем известно, что в Японии работник может отвести душу на чучеле начальника. Как это психологически точно! Однако японцам в каком-то смысле хуже, чем нам, — они использовали почти все модели работы с людьми, и двигаться им уже почти некуда. А у нас огромный ресурс! Надеюсь, что психологическая служба в атомной энергетике сумеет распорядиться таким богатством. Во всяком случае, большей частью будет работать с руководителями, а не просто с персоналом.
Это важно прежде всего потому, что люди, поставленные в трудные условия неэффективным начальником, как бы они умело ни компенсировали его агрессию, все равно находятся постоянно в стрессовой ситуации. Человек, повторяю, может воспринимать только 5% негатива, а если уже с утра получил все двадцать, то можно представить цену его профессиональной деятельности. Об ущербе здоровью и вовсе не говорю.
Так вот, в психологической поддержке работы оперативного персонала огромную роль играет сам руководитель, который должен брать на себя ответственность за все, что происходит в его команде. Иначе какой же он начальник?

ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Работа в составе смены
согласованное, координированное выполнение деятельности в соответствии с инструкциями, учитывающими распределение обязанностей членов смены, следование управляющим воздействиям или при необходимости организация управления, продуктивность (ориентир на единый конечный результат)

Обмен информацией
своевременная (оперативная) передача информации, доступность (легкость восприятия) и точность информации, наличие обратной связи

Управление конфликтами
установка на достижение общей цели и на безопасность без ориентира на личные отношения, стремление предупредить или урегулировать конфликт на разных стадиях его развития, проявление взаимоподдержки и взаимопонимания, отсутствие фактов обособленности каждого, неприязни, агрессивности, необоснованной критики и обвинений друг друга

Готовность к действиям
в аварийной ситуации способность выполнять действия, предписанные должностной инструкцией, в экстремальных условиях, требующих высокого уровня самоконтроля и стрессоустойчивости при принятии важных решений

Татьяна МЕЛЬНИЦКАЯ, заведующая лабораторией Обнинского научно-исследовательского центра «Прогноз», к.п.н.

По материалам журнала "Мировая Энергетика"

© 2009-2011 Nestor
Разработчик программого обеспечения виртуальных выставок - "Нестор"
Представитель виртуальных выставок в странах Евросоюза - XX-expo